Меню
» » »

Что такое сказкотерапия? Мир волшебных сказок. Часть 1

Что такое сказкотерапия? Мир волшебных сказок. Часть 1
  • Дата добавления
  • 5.0 Рейтинг
  • 2723 Просмотра
  • Обсудить

В чем основные задачи сказкотерапии:

  1. Скорректировать поведение, помочь решить проблему, избавиться от страхов, кошмаров, наладить взаимоотношения, то есть одним словом – психокоррекция (психокоррекционные сказки)
  2. Поиск себя, своего смыла, осознание причин своих поступков – терапия (психотерапевтические сказки)
  3. Восстановление энергетического ресурса, наполнение силой, снятие напряжения, состояние гармонии – медитативные сказки
  4. Обучение, легкое усвоение знаний, букв, цифр, закрепление пройденного материала – дидактические сказки
  5. Получение жизненного опыта, развитие личности (я-концепции), нахождение ответа на свои вопросы посредством многократного погружения в одну и ту же художественную сказку. Колобок, репка, теремок – это такой вид сказок, которые еще называют кумулятивными сказками (повторение действий, диалога). Художественные сказки могут быть написаны лично человеком (авторские) или уже те, которые были созданы нашими предшественниками (сказка о царе солтане, мифы и др), такие сказки называются народными
  6. Мягко, в сказочной форме помочь ребенку или взрослому. Сказкотерапия один из наиболее безопасных методов в психотерапии

О видах сказок подробнее буду писать в отдельных статьях, которые будут в ближайшее время.

Исключительная польза сказкотерапии, заключается в том, что:

  1. Она универсальна (взрослые, дети, пожилые люди, подростки)
  2. Эффективна. Сказки для детей – это волшебный мир, если соблюдать алгоритм в создании сказки, не упускать из виду важность деталей и особенности именно вашего ребенка, то результат будет, обязательно
  3. Развивает эмоциональный интеллект, учит смотреть на проблему с разных углов – многогранности, помогает развитию правого и левого полушария, при этом учит прислушиваться к своему внутреннему Я (ребенок, взрослый, родитель), способствует конгруэнтности, цельности, гармонии. Помогает лучше понимать себя и других, быть отзывчивым к эмоциям и чувствам другим.
  4. Способствует формированию новых навыков, развитию речи, мышления, логики, самоконтролю, фантазии, воображения
  5. Ненавязчивое решение проблем психологического характера. Работа с архетипами.
  6. Передача опыта, знаний, умений
  7. Многообразие использования, связанное с тем, что сказка может быть использована в песочной терапии, арт терапии, игровой терапии и не только

Наиболее часто встречаемые методы:

  • Кукольный театр, изготовление кукол, инсценировки с готовыми куклами (настольный театр, театр теней)
  • Постановка. Задействование живых людей
  • Анализ уже готовой сказки, перед этим необходимо ее рассказать сказкотерапевту
  • Сказка в рисунке
  • Сказка, сказочный мир на песчаном полотне
  • Создание сказки, сочинение ее родителем, сказкотерапевтом, ребенком.
  • Работа с картами (Зинкевич-Евстигнеева автор многих игр, психологических карт наборов «мастер сказок, диалоги с внутренним ребенком и т д»)
  • Диагностика (диагностическая сказка). Выявление проблемы, понимание принципов, ценностей и мотивов ребенка, родителя, клиента
  • Прогнозирование. Анализ, прогноз развития событий на основе диагностики
  • Коррекция или терапия. Решение, конструктивный подход и помощь в преодоление проблем.

С какого возраста можно применять этот метод?

Из моего опыта могу сказать следующее, что полноценно применять метод в рамках коррекции или терапии можно с 4 лет. До этого возраста можно использовать измененную версию, то есть основной алгоритм оставить или убрать частично, модернизируя под конкретного ребенка и его возраст. Так как развития мозга малыша двух лет от ребенка четырех лет кардинально отличается. Вместо пользы и радости, можно получить слезы и плач.

Для малышей:

  1. Сказка должна быть короткой
  2. Интересной, захватывающей
  3. Не загруженной (о создании образов и алгоритме построения сказок мы поговорим в следующей статье)
  4. Образ главного героя должен быть ясень, выделяться на фоне других героев, иметь короткую предысторию (где жил, что кушал, как попал в сложную ситуацию)
  5. Четко сформулированный конец, с заключением (моралью).

Совсем немного нюансов, но как мама, практикующая сказкотерапию с ребенком уже более 4 лет. В год мы начали использовать элементы этого метода, расскажу вам о нюансах для малышей. Попрошу заметить, что это будет не полноценное следование алгоритму, правилам и основам сказкотерапии. Вообще работа с ребенком и взрослым кардинально отличается.

Итог: этот метод мягко поможет в решение различных проблем, поиске себя и ответов на часто тревожащие вас вопросы. Отработка страхов, отреагирование агрессии, снятие напряжения, обучение, развитие эмоционального интеллекта и эо далеко не полный список. Дети - это наше счастье, так пусть они будут счастливы и гармоничны! Одна из интересных детских книг с элементами сказкотерапии

Вопросы, которые я рассмотрю в следующей статье по сказкотерапии:

  1. Общий алгоритм создания сказок?
  2. Сказкотерапия для малышей на свой лад?
  3. Что необходимо сделать, чтобы сказка подействовала и была эффективна?
  4. Книги, литература для первого знакомства с этим методом
  5. Дидактические сказки, как с ними работать?

Поделись с друзьями

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar